Имея в собственности недвижимость, в частности квартиру, можно легко превратить ее в дополнительный источник дохода, причем неисчерпаемый. К тому же предоставление краткосрочной аренды (от суток) выгоднее долгосрочной. Чтобы достичь этого, необходимо заранее оформить необходимые документы (договор найма) и уплатить государственный налог.
Не поддавайтесь искушению сдать квартиру нелегально, чтобы избежать уплаты налога, поскольку, если Ваша авантюра раскроется, то потратить придется намного большую сумму, а также свои нервы.
Жилищный кодекс Республики Беларусь дает однозначный ответ: только собственник имеет правом сдавать жилье в аренду (статья 49 ЖК РБ). Однако есть лазейка: лица, не являющиеся собственниками жилого помещения, могут заключать договор аренды, если таковое право им передано посредством официальных распоряжений местных властей или же самим собственником недвижимости. Например, доверенность от собственника жилья вполне подойдет, чтобы заключать от его имени сделки по аренде.
Обратите внимание: если собственников более одного, нужно заверенное согласие каждого из них, чтобы заключаемый договор аренды получил статус законного.
Первый этап. Заключение договора аренды.
Договор найма – письменно оформленное обязательство, согласно которому собственник жилья или его полноправный представитель предоставляет нанимателю жилое помещение для проживания в нем за установленную плату.
Договор составляют в трех экземплярах (для арендодателя, арендатора, местного исполнительного комитета, зарегистрировавшего договор аренды), датой вступления в силу считается день, с которого арендатор стал фактически проживать в квартире.
Найдите типовую форму договора на сайте Министерства по налогам и сборам.
Заполните форму договора совместно с арендатором:
Заполните информационный блок о сумме оплаты.
Важно: оплату можно получать только в национальной валюте (белорусских рублях).
Договор аренды ни к чему не обязывает: его может расторгнуть в любое время каждая из сторон (наймодатель и наниматель) независимо от того, какие сроки аренды в нем были прописаны.
Второй этап. Регистрация договора найма.
Зарегистрировать договор можно в местном исполнительном комитете (городском или районном) или в организации ЖКХ (РСЦ, ЖЭС). Данная услуга бесплатная.
Для регистрации договора вам понадобятся:
Заявление от собственника (наймодателя с доверенностью) заполняется на месте регистрации договора аренды. Если собственников больше одного, необходимо предоставить письменное разрешение каждого на аренду жилого помещения.
Договор регистрируется в течение двух дней со дня подачи заявления о регистрации.
Третий этап. Постановка на учет в налоговую инспекцию.
Когда договор найма будет зарегистрирован, собственник сдаваемого жилья должен заявить о себе в отделение инспекции Министерства по налогам и сборам (там, где прописан).
При себе нужно иметь следующие документы:
После этого Вам по почте придет извещение о постановке на учет в налоговую инспекцию.
Четвертый этап. Уплата налога на квартиру, сданную в аренду.
Арендодатель обязан уплатить налог по фиксированной ставке, не зависящей от его доходов. Размеры подоходного налога устанавливают областные Советы депутатов, для каждого региона размер налога будет отличаться. Сумма налога в основном зависит от двух факторов: площади квартиры и ее расположения. Узнавайте актуальные ставки налога на сайтах этих ведомств.
Есть нюансы: по закону не нужно уплачивать налог, если Вы сдаете квартиру следующим категориям нанимателей:
Варианты уплаты налога:
Имейте в виду: если выберете второй вариант, то проще всего будет оплачивать через ЕРИП.
Собственника квартиры ожидают финансовые последствия, если налоговая выяснит, что жилье сдается незаконно:
Информация об аренде жилья: