Несмотря на то, что никаких предпосылок для подорожания квадратного метра жилья не было, цены на недвижимость возросли. С чем связан такой ажиотаж?
Рост цен на жильё, независимо от того, каковым оно является (новостройка, вторичное или хрущёвка), объясняется психологическим фактором. Продавцы жилья не желают снижать цены, так как ожидают большого спроса на квадратные метры. Их ожидания обусловлены недавним заявлением Президента страны о том, что столица более не будет застраиваться в тех же объёмах, что и ранее. Отсюда следует, по мнению самих продавцов жилой недвижимости в Минске, что новые дома строиться не будут, а старые будут пользоваться спросом, даже квартиры в менее престижных районах и хрущёвки будут в цене.
В середине 2013 года наблюдалась иная «картина» по поводу стоимости жилых метров. Начиная с сентября, цены на жильё постепенно снижались в пределах нескольких процентов. Такое снижение объяснялось сложностью оформления кредитов (их малодоступностью). Риэлторы прогнозировали дальнейшее падение цен в случае, если кредиты не возобновятся. Но «картина» не изменилась: уровень заработной платы остался на прежнем уровне, кредиты так и остались недоступны, количество сделок сократилось, а вот цены перестали снижаться и начали возрастать.
Ещё несколько лет назад в Минске был принят Генплан, который мог бы обеспечить жильём всех жителей столицы, имеющих среднестатистическую заработную плату. Согласно этого плана в Минске ожидалась ежегодная застройка столицы 2 миллионами квадратных метров жилой площади, что уже через несколько лет сделало бы стоимость жилья более доступной для граждан. Но «чудо» не случится (Генплан уже свёрнут). Ситуация такова, что реальная стоимость жилого «квадрата» в несколько раз превышает уровень средней зарплаты, а значит, при таких темпах строительства уровнять стоимость метра со средней з/п нереально.
В настоящее время цены подросли, так как продавцы уже сейчас считают, что жилья не хватает. Средняя стоимость «квадрата» в столице - 1500 долларов США. Те, кто приобрёл жильё могут быть спокойны, а другим остаётся лишь надеется на лучшее.